“Вечерний Кишинев”, 20 июня, 1988г.

“СЛУГА РОССИИ – РОДОМ ИЗ ОГНЕННОГО МИРА”

 

На мягком холмике — на месте древнего городища (бывший Радонеж, ныне село Городок Загорского района Московской области) 29 мая с. г. в присутствии тысяч людей открыт памятник Сергию Радонежскому — великому подвижнику, который занимает в отечественной культуре особое место.

Автор проекта памятника, — скульптор, лауреат Государственной премии СССР Вячеслав Клыков, передал

свое произведение в дар Советскому фонду культуры.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

В. КЛЮЧЕВСКИЙ, историк, академик Российской Академии наук.

"Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа...

Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере".

Н.РЕРИХ, художник, ученый, путешественник, общественный деятель, автор Пакта Мира, призывающего к охране культуры, который лег в основу международного соглашения.

Не много найдется в нашей истории людей, деятельность которых имела бы такое значение для судеб России. И потому поддержка правительством Российской Федерации инициативы Советского фонда культуры и Министерства культуры РСФСР о создании памятного знака Сергию Радонежскому имеет большое воспитательно-патриотическое значение.

“Известия”, 2 марта 1988 г

В русскую историю Сергий Радонежский вошел как политический и церковный деятель, активно поддерживающий объединяющую и национально-освободительную политику Дмитрия Донского, как один из героев всенародной борьбы против ордынского ига.

“Правда”, 30 мая 1988 г.

 

“СВЯТОЙ СЕРГИЙ”

 

В новую Россию — Моя первая весть.

(Из книг “Живой Этики”)

Что знаешь ты об этом старце,

держащем на ладони Русь?..

Картина эта —дверь. А сердце твое — ключ .

Открой. Войди в четырнадцатый век Отчизны.

 

“Татарин!” — истошно крикнул кто-то

И страх,

стрелой ударив в грудь,

кровь льдом сковал

и в землю впрессовал

униженного рабством человека.

Как медленно

вращалось колесо

с распятой покоренной Русью!..

Над ней Орда висела солнцем черным.

И материнский плач

был колыбельной песней.

Но вот в лесу дремучем, близко Радонежа,

забил Родник,

который, как молва твердила,

огнем бесстрашья зажигает сердце.

И к Роднику пошли, и стар, и млад,

и смерд, и князь,

и даже матери с младенцами в руках.

Шли русичи испить глоток любви к Отчизне.

И голосу Источника внимали:

“Уймите распри, люди! На них лишь враг растет,

А в единеньи будет ваша сила. Лишь — в единеньи!

Дерзайте, люди!”.

И просыпалося сознание народа —

уснувшее крылатое дитя.

И русский возрождался дух —

здесь, в Радонежской пуще.

Здесь началось объединенье русских,

которых долгие столетья

уж истомилось ждать у Дона Поле Куликово.

Здесь Дмитрий-князь,

перед Учителем колена преклонив,

услышал твердое: “Иди!

Все средства мирные

ты честно испытал.

Теперь сразись!

Победа ждет тебя

Нетерпеливо!”

Здесь благодарная Россия

до наших дней магнит таит.

…………………………………..

А тот, кто Дмитрия Донского научал,

не полководцем был --

его ладони пахли хлебом,

а пальцы — шить и рисовать умели,

а руки — лес валить и избы строить.

Свободный человек, он (как сообщает летописец)

работал на других

как купленный для услуженья раб.

И в этой добровольной жертве

был для него

и для Земли его

великий смысл!

Он был Мудрец.

Он знал Истоки.

Он знал: ускоренные сроки его любимая Россия избрала.

Стою перед картиной,

как на вершине горной.

А надо мной из дальних странствий

текут к Земле

притянутые Им огни.

И все тысячеглазое пространство

звучит безмолвным голосом Любви.

Он, Сергий, здесь. Он был и есть! —

над горизонтом (в прямоугольной раме)

Солнце всходит.

И до чего прекрасен древний лик!..

________________

*В заголовок своего поэтического эскиза я вынесла название картины Н. К. Рериха. -Л. Д.

* Сергий Радонежский -- годы жизни; 1314 (приблизительно)— 1392, 25 сентября.

 

Поднимем глаза и посмотрим еще раз на репродукцию картины. На фоне горы Маковец и Троицкого монастыря Н.К.Рерих изобразил Сергия Радонежского не просто в полный рост — фигура словно восходит в небо, соединяя собой, как живым мостом, крошечную Землю и Беспредельность Космоса.

Эта философская аллегория — Правда. Великий Русич, в честь которого поставлены памятные знаки на всей планете: в России, Индии, США, Эфиопии и т. д., — своей долгой жизнью доказал, что человеку подвластно все, и что лишь сам он хозяин своей судьбы, и если в сердце его осталась хотя бы искра добра и любви к ближнему, он может возродиться даже из пепла. Этот подвижник силой своего духа поднял у последней черты угасавший дух своего народа, влил в него веру в собственные силы и подготовил к массовому подвигу.

Поэтому Сергий Радонежский — это Человек и Символ. Это сфокусированная в одной конкретно-исторической личности духовная мощь народа и символ возрождения этой мощи.

Слуга России — родом Он

Из Огненного Мира,

там, где бессмертье выдают

в обмен на сердце, отданное

людям,

как жертву, принесенную

богам.

Несколько лет назад я, стоя перед этой картиной, задавала себе точно такие вопросы, которые приведены в читательских письмах. Но даже общие ответы на них найти было трудно...

“Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет час, он соберет растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу”.

Эти слова известного в свое время ученого В. О. Ключевского (которого мы также возвращаем сейчас из небытия), сказанные почти 100 лет назад, в 1892 году, в день, когда вся Россия отмечала 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, звучат очень современно.

Мы поднимаемся после своего падения и собираем свои нравственные силы. Потому что большинство из нас уже вспомнили, кто мы.

Мы — Сергиевы дети.

Не утверждаю, но мне кажется, что это жена художника Рериха Н. К.

— Елена Ивановна Рерих — так сказала о Радонежском: “В его сердце звучала боль мира”.

Да, он жил для того, чтобы вбирать в себя боль истерзанной Земли, а отдавать ей взамен радость, уверенность, мужество и силу.

Вот он стоит перед нами во весь рост — скромный человек в монашеской одежде. Ветхая ряса — это вся его личная собственность, другой за полвека неустанных трудов у него не было. А уж если спросить его, сколько дней (с тех пор, как юношей ушел он в пустынь, в дремучий лас, оставив другим боярское отцово наследство), в юности и молодости ел хлеба досыта, он, наверно, ответит, потому что таких дней было очень мало. На разоренной Руси не нашлось бы человека беднее.

А он отказался от золотых одежд митрополита Московского.

Но вот ответственность за судьбу Отчизны принял. Всю полноту ответственности взял на себя.

...В тот знаменательный и поворотный — не только для судьбы Руси — для всей Европы, 1380 год — Московское княжество оказалось без главы церкви. После отказа Радонежского стать ею и последовавшей вскоре за этим смерти митрополита Алексия (который вместе с Сергием усмирял княжеские распри) священнослужители перессорились между собой. И митра так и оставалась пока свободной.

А Дмитрий в это время собирал войско на битву с Ордой.

За благословением он поехал в Троицкую обитель. И он поехал бы к Сергию, даже если и был бы избран новый митрополит. По-сыновьи любил князь этого известного на Руси подвижника, верил его мудрым советам и удивительной интуиции. (Ведь и Закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец междоусобным распрям, Дмитрий доверил скрепить подписью только Сергию).

Дмитрий просил благословения на битву с вековым врагом у самого доброго и мирного человека Русской земли, у того, кто не одобрял никакого насилия.

Сергий знал, что битв без крови и жертв не бывает. Знал он и силу своего слова. Стоило ему сказать: “Нет”... И кто знает, какие повороты сделала бы история. (Ведь, как утверждают летописцы, страх перед Ордой так парализовал Европу, что, к примеру, датские моряки, в глаза не видавшие татарина, даже не выходили в открытое море).

Но он сказал: “Да!”.

Этот мудрый человек не совершал необдуманных поступков и, тем более, не был легкомысленным человеком, веровавшим в чудо. Он был реалистом. За полвека в его лесной обители побывала, пожалуй, вся Русь. Он не только говорил с ней добрыми словами утешения и одобрения. Личным примером, всей своей жизнью он возрождал в заскорбевшей и поникшей душе народной угасшие силы. Терпеливо, год за годом, отогревал он сердца целых двух поколений своим пламенным прикосновением. И когда он увидел их под знаменами князя Московского Дмитрия, он знал, что они созрели для подвига. Он твердо верил в Победу.

Что же было краеугольным камнем учения Сергия, его правдой, его силой, его религией? ТРУД. Непрерывный, бескорыстный, во имя общего блага. Тех, кто приходил к нему с намерением служить земле родной, честно предупреждал, одновременно ободряя: “Вез трудностей подвига не бывает”. А кто хотел научиться любить людей так же, как и он, легко открывал секрет: “Глазами сердца смотри”. “Дерзайте!” — было любимым призывом этого великого Русича.

Еще об одной жемчужина, положенной Сергием Радонежским в сокровищницу духовной культуры, и не только Руси — всего человечества, мы должны знать.

Сергиева Троицкая обитель в глазах всей Европы и Руси, порабощенной Ордой и собственными феодалами, являла собою чудо — здесь не было эксплуатации человека человеком! Здесь не только не существовало — пусть самой малой, частной собственности, — не было даже личной. Все принадлежало всем. Принцип добровольности был основой братского сплочения. Главной обязанностью всех членов Сергиевой общины был труд -— ежедневный, напряженный. Каждый работал с любовью, выбирая дело в меру своих способностей и сил. Единственным мерилом качества работы была совесть, а качества жизни — духовность, мерилом и двигателем которой являлось сердце, отзывающееся на чужую боль. Глава общины был ее Учителем и самым настоящим... слугой. На всю братию годами таскал он воду и колол дрова, молол муку и выпекал хлеба, выращивал капусту и готовил квас, Раскраивая общинникам одежду, себе оставлял негодные куски ткани; разделяя последний хлеб, себе оставлял самую малую краюху. И при этом успевал переписывать книги, обсуждать с иконописцем сюжеты икон, лечил людей, усмирял самых строптивых князей и приводил их к Московскому князю. Терпеливо и настойчиво, ежедневно и ежечасно учил он своих общинников дисциплине мысли, потому что главнее всех дел считал он процесс мышления и призывал к бдительности, утверждая, что не только за поступки и слова несет человек ответственность, но прежде всего за мысли.

Троицкая обитель создавала бесстрашных высокодуховных людей, выковывала будущих творцов народного сознания. Не боясь опасностей и никакого труда, со временем они растекались по Руси, по самым диким ее местам, и повторяли подвиг своего Учителя, основывая по образцу его общины новые очаги просвещения и духовной культуры, обучая стекавшихся отовсюду людей земледелию и ремеслам. При жизни Сергия было создано около 100 таких общин-монастырей, ставших основой будущей государственности...

“Кто может сказать, что мощь его, неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока?”.

Именно эти строки мне вспомнились прежде всего, когда я услышала по Всесоюзному радио впервые произнесенное в эфир великое имя Руси.

 

                                                         Главная | Бография | Статьи | Книги | Поэзия

 

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz