Обновлённое будущее создаётся в сердце человеческом

symbol.jpg (4306 bytes)
Знамя Мира

«Вечерний Кишинев», 5-6 декабря, 1984г

 

.

В октябре общественность нашей страны широко отметила 110-летие со дня рождения Николая Константиновича Рериха и 80-летие Святослава Николаевича Рериха - художников с мировым именем, выдающихся деятелей Культуры в самом глубоком ее смысле, неутомимых борцов за мир, дружбу и сотрудничество между народами.

Академия наук СССР совместно с Государственным музеем искусств народов Востока, Министерством культуры СССР, Комитетом защиты мира и Союзом советских Обществ дружбы и сотрудничества между народами провела юбилейные конференции.

Под Ленинградом, в Изваре, а доме, где жили Рерихи, принял первых посетителей мемориальный музей. В Новосибирске с огромным успехом прошли рериховские чтения. Отметила юбилей общественность Барнаула - краевого центра Алтайского края, Риги, Киева и других столиц союзных республик.

Накануне юбилея был создан и показан миллионам телезрителей полнометражный документальный фильм «Н. К. Рерих», который комментировал его сын С Н. Рерих. В конце октября в Москве открылась одна из самых крупных выставок работ отца и сына. О ней уже сообщали многие газеты и Всесоюзное телевидение.

Много поклонников таланта Н. К. Рериха в Кишиневе. Попробуйте в любой библиотеке города взять книги Н. К. Рериха. (К примеру, «Избранное», «Зажигайте сердца», «Рерих») - или книги о чем («На вершинах» В. Сидорова, его же «Семь дней в Гималаях» «Москва», N0 8, 1982) и др. Это практически невозможно. Ответ у библиотекарей неизменно один: «Эти книги на руках». В букинистические магазины произведения Рериха и о нем не поступают вообще. Стал библиографической редкостью альбом с иллюстрациями картин художника, но многие любители искусства создают импровизированные альбомы, вырезая иллюстрации из журналов.

В начале ноября сын Н. К. Рериха Святослав Николаевич Ре­рих за свою многолетнюю активную борьбу за мир, за дружбу и сотрудничество между народами Индии и СССР был отмечен высокой наградой нашей страны - орденом Дружбы народов, и еще ранее - индийским орденом «Падма Бхушан».

Корреспондент «Вечернего Кишинева» Л. ДМИТРИЕВА побывала в Москве на встрече С. Н. Рериха с общественностью столицы - юбилейном вечере, проведенном в Большом зале Центрального лектория под девизом «Семья Рерихов - в борьбе за мир, дружбу и сотрудничество между народами»; имела с ним беседу и посетила в Государственном музее искусств народов Востока совместную выставку Рерихов.

В предлагаемых заметках освещается лишь одна страница жизни Николая Константиновича Рериха - его Пакт, который известен, как Пакт Рериха, Пакт Мира. Это призыв ко всем на­родам и правительствам сберечь во время военных столкновений культурные ценности, ибо Культура любого народа есть достижение всего Человечества. Культура есть орудие Света, - писал Н. К. Рерих. - Мир - через Культуру!

В нынешнем году исполнилось 30 лет со дня подписания в Гааге Заключительного акта Межправительственной конвенции, в основу которой лег Пакт Рериха. 39 стран и в первую очередь СССР, поставили свои подписи под этим важным охранительным международным документом.

Свой Пакт Мира великий гуманист посвятил молодежи всей Земли. Он писал: «Если всегда и во всем именно молодое поколение будет привлекаться к действенному сотрудничеству, то легче всего образуется живая связь с будущим... Всячески поможем молодым сердцам встречаться на путях блага и вдохновения».

1985 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом молоде­жи. В будущем году столица нашей Родины станет второй раз местом проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов. И нет сомнений, что самый главный лозунг молодежного форума будет обращен с будущее - за мир во всем мире, против угрозы ядерной смерти, против поджигателей войны. 

«Великая Родина, все духовные сокровища твои, все не­изреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять. ...В каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенарод­ном...

Пусть ничто злое не коснется всенародного строительст­ва... От Гималаев сердечный привет Всесоюзным народам!»

Н. К. РЕРИХ.

В минувшем октябре самым важным событием в культурной жизни страны было создание при Академии наук СССР специальной Комиссии по изучению огромного научно-культурного наследия семьи Рерихов.

- Рериховедение, - сказал в день создания Комиссии член-корреспондент Академии наук СССР, вице-президент Общества советско-индийской дружбы Е. П. ЧЕЛЫШЕВ, выступая перед общественностью Москвы в Большом зале Центрального лектория, - стало уже привыч­ным для ученых, занимающихся исследованием Востока. Но сейчас ставятся задачи углубленного изучения наследия Рери­хов. Созданная Комиссия исследует эстетический вклад семьи, ее достижения в различных областях науки, многочисленные уникальные коллекции, собранные в трудных многолетних странствованиях, а также изучит мировоззренчес­кие взгляды Рерихов. И, что самое главное, - будет дана более широкая оценка той огромной интернациональной и патриотической деятельности Николая Рериха и его семьи по укреплению дружбы и взаимопонимания народов Индии и СССР. Семья Рерихов уникальное явление в мировой культуре. И наша задача шире популяризовать среди нашего народа ее культурное наследие. 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Николая Константиновича Рериха настолько многогранна, что достаточно назвать лишь основные грани, и станет ясно, что этого хватило бы на несколько жизней. Он был великим путешественником и великим художником, глубоким мыслителем и гуманистом, ученым и писателем, поэтом и педагогом, общественным деятелем и неутомимым борцом за мир и дружбу между народами. Он создал более 7 тысяч картин и около 30 книг.

Но одним из самых великих его творений был Пакт, который назван Пактом Рериха. На белом полотнище в красном круге - символе вечности - три красных кружка: прошлое народов, их настоящее и будущее, - это Знамя Мира, это идея Пакта, призванного охранить Культуру человечества от варварского уничтожения в период воины.

Пакт Мира Н. К. Рерих посвятил «племени младому». Он писал, обращаясь к молодежи нашей страны и всего мира, ко всем людям доброй воли:

«...И не об одних только культурных ценностях Знамя Мира трепещет. Оно трепещет о сердце человеческом, о том великом сокровище, где созидается обнов­ленное будущее. Сердце че­ловеческое жаждет мира...

...Мы никогда не скрывали, что тьма в своей мрачности сильна. Мы не скрывали, что каждая победа над тьмой будет следствием большой и трудной борьбы.

Молодежь! Вы самые юные, самые устремленные в светлое будущее, перечитайте, что писалось о сохранении культурных сокровищ и продолжите нашу работу. Мы-то уйдем, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны... Так же, как и Родина, культура должна быть охранена, оборонена.

...Пакт Мира по защите культурных ценностей нужен не только как офици­альный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении ценностей человечества.

...Мы уже не раз говорили, что никакие указы не создают культуры и не защитят ее, если общество будет безразлично и бездеятельно. Положение культуры на Земле за малыми исключениями весьма неудовлетворительно. Варварские разрушения, непоправимые уничтожения, унижение человека происходили на глазах у всех...

Обо всем этом мы уже писали и взывали. Но время полно напряжения и народных движений... Скоро полвека как мы боремся против вандализма. Но чудище невежества растет на глазах. Народы и правительства должны неотложно принять меры к ограждению сокровищ общечеловеческих».

Эти строки я взяла из раз­личных произведений Н. К. Рериха, собранных в сборник «Зажигайте сердца» (М., «Молодая гвардия», 1975). Они писались в различные годы - от 1932 до 1947. Я отделила их лишь отточиями и красной строкой. И они слились в одну пламенную речь. Из прошлого долетели к нам и загудели вечевым колоколом. Они словно на­писаны сегодня. Они призывают к сплочению и бдительности. Они требуют не забывать, что «темные тайно и явно сра­жаются», что тьма перед своим концом достигает апогея, поэтому в безумной ярости своей Чудище невежества - оголтелый фашиствующий милитаризм - готов уничтожить все тысячелетние накопления человеческого сердца и разума.

* * *

В моей записной книжке есть конспекты выступлений, два из которых я хочу снова прослушать. Вместе с вами. Они имеют прямое отношение к Пакту Ми­ра и были произнесены не­давно, 30 октября, на встрече С. Н. Рериха с москвичами в Центральном лектории.

Говорит директор музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке ДАНИЕЛЬ ДАНТИН. (В свое время в числе активистов музея были Хэмингуэй, Чаплин, Кент и другие выдающиеся деятели мировой культуры):

- Когда я ехал в СССР, мои друзья сказали, что я - директор единственного в мире музея Рериха и мне потому надо гордиться. (М-р Дантин ошибся: музей Н.Рериха есть в Риге, Изваре, Алтайском крае, - прим. Л. Д.). Конечно, я горжусь. Но вы тоже должны гордиться: вы создали Николая Рериха. Вы отправили его в мир. И за это мы приносим вам благодарность.

Около 1000 произведений Рериха есть в США. В музее - 200 картин. Со всего мира приезжают посмотреть на них. Но наша деятельность состоит прежде всего в том, что мы издаем книги о Рерихе и пропагандируем его идеи. И прежде всего идеи Пакта Мира. Это наиболее важная из всех сторон деятельности Рериха.

Конечно, первоначальной идеей Пакта было сохранить культурные достижения. Но сейчас эти идеи должны быть развиты дальше. Культура - это не только книги, картины, здания и т. д. Но и монументы человеческих существ. (Эта мысль подчеркнута у Н. К. Рериха в ранее приведенном обращении. Прим Л. Д.). Каждый из нас - памятник. И каждый из нас - памятник всех людей.

Сейчас существуют бомбы, которые уничтожают людей, но сохраняют дома. Но если будут уничтожены люди, кому нужны будут эти дома?

Огонь сердца - это тоже монумент. Сохраним и передадим его детям, как Олимпийский огонь.

Этот Огонь Сердца и есть Пакт Рериха. Именно для того, чтобы сохранить человечество, и создано его Знамя Мира.

 Мы распространяем литературу о Пакте, проводим лекции о мире и призываем другие

учреждения США делать то же самое.

После аплодисментов м-р Д. Дантин вдруг негромко и не очень смело произнес в микрофон:

Мне кажется, что я представляю собой мост одного человека: оттуда (он кивнул за спину) - сюда…

Почти полвека назад президент США Рузвельт, который был высококультурным и здравомыслящим человеком, подписал Пакт Рериха. И «правильно заметил, - пишет в 1947 г. Николай Константинович, - что внутреннее значение Пакта гораздо глубже, нежели самый инструмент. Так оно и есть... Девиз «Мир через Культуру!» становится насущным, неотложным, Каждый может видеть, что война нервов, война психическая может разлагать человека сильнее войны телесной».

Война нервов, психическая война - всегда была в арсеналах тьмы, невежества, безумия. В какую больницу, за какие решетки поместить президента, на весь мир отпускающего «шуточки», подобные тем, которые приходят в голову мистеру Рейгану?

 

Говорит СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ:

- Страшный парадокс, который трудно объяснить: замечательные открытия должны служить, а не угрожать человечеству...

Я верю, торжество Мира должно прийти. Мы выйдем из этого темного цикла, который в Индии называется Кали-юга. И войдем в Сатья (светлый), который идет следом... Дружба Индии и СССР - это огромный стабилизатор мира на Земле, она имеет много точек соприкосновения, и одна из них, - это то, что мы с женой находимся сейчас здесь...

В Индии Индира Ганди всеми силами стремится делать все для дела мира и дружбы. Удивительна та неиссякаемая энергия, которую она тратит на это благородное дело. Те связи, что соединяют сейчас Индию и СССР - великие ступени, по которым подымаются народы... Я хочу, чтобы все вы послали сейчас свои лучшие мысли и устремления премьер-министру Индире Ганди и пожелали ей успехов в ее новых начинаниях.

Эти слова были сказаны Свя­тославом Рерихом 30 октября 1984 года в 20 часов по московскому времени.

Мы послали свои светлые мысли и пожелания 30 октября в 20 часов...

А через несколько часов, 31 октября в 9.40 по местному времени, в далекой Индии, мудрейшей Индии, раздались выстрелы...

И не стало великой дочери великого народа. Еще одного носителя Культуры не стало:

«Темные тайно и явно сража­ются».

Тьма не выносит Света. Вспом­ним. Это было недавно. Выстрел - и убили Лумумбу. Вы­стрел - и пал Кинг. Еще выстрел - и погиб Альенде. Еще один - и умолк Хара. Учителя-президенты, священнослужитель-борец за гражданские права и мир, поэт-певец.

А вот теперь - Индира Ганди. А до нее - Махатма Ганди, у которого из собственности была лишь набедренная повязка, а владел он сердцем своего народа.

«В трудных восхождениях творится подвиг».

* * *

Когда погибает даже один человек. Земля вздрагивает, - так считают на Востоке.

- Нельзя убить идею, убивая ее приверженцев. - Это голос Индиры Ганди, прозвучавший год назад 29 сентября на XXXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

За день до рокового дня на массовом митинге в штате Орисса, словно предчувствуя, что это ее последнее выступление, Индира Ганди сказала своему народу, что если ее убьют, то даже ее смерть послужит делу дальнейшего развития сильной и единой Индии.

В последний день октября 1984 вздрогнули великие Гималаи. И снова застыли. И в рамы вошли. Ущелья втянули в себя эхо. Тишина Великая тишина говорит с нами голосом Духа гор. Помолчим. Послушаем. Поду­маем.

Развеян тела прах над миром жестких форм. Над какими вершинами? Помолчим. Подумаем.

В балабольстве и суете не услышим Голос Великой Тишины, ни Истину, ни себя не найдем. Без действия, без борьбы, без устремления к Свету останемся двуногими. Но не человеками. (У кури­цы и страуса тоже по две ноги).

Неслышно входят люди в залы музея, где в скромных рамах словно в распахнутых окнах, видятся индийские священные вершины, покорившие сердце певца земли русской. Он отдал им любовь, и они покорились ему, открыв внутренний свой свет, астральный цвет.

Первый человек Земли, поднявшийся в космос, увидел такие краски - вторым. После

Рериха. А мы - за ними...

«Восходы и закаты солнца описать трудно - Рерих в на­туре», - такая запись есть в моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля...

И смотря на рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса.

Николай Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей - космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью и Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира.

Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растет».

В. СЕВАСТЬЯНОВ, космонавт.

 

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий ху­дожник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений... Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и чем-то постоянном и вечном. И мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха...»

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ.

 

«Семья Рерихов - уникальное явление в мировой культуре».

Е. ЧЕЛЫШЕВ, член-корреспондент Академии наук СССР, вице-президент Общества советско-индийской дружбы.

 

«Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права».

С. КОНЕНКОВ, скульптор.

 

«Деятельность Рериха была подвигом во имя развития мировой культуры. История XX века, пожалуй, не знает имени дру­гого художника, который сделал бы так же много в этой области, как он».

В. КНЯЗЕВА, искусствовед.

 

«Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви, раскинувшим по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства... Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру».

БАРНЕТ Д. КОНЛАН, писатель (Франция).

 

«Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ - возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию - культурой духа; творить и создавать».

Враг всякого застоя, шаблона, бездействия. Рерих свое от­ношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: мак перейти жизнь? - Отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно», в этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха».

 В. ЭНГЕЛЬГАРДТ, академик.

* * *

Много лет назад ушла в пу­тешествие во имя общечеловеческой Культуры удивительная, бесстрашная, неутомимая четверка Рерихов «Нынче, - пишет Н. Рерих в 1942 году в своих «Листах дневника», - исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас, четверых, в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, русского народа, мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей.

И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий в науке, Святослав в искусстве прочно укрепились. Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей, мыслителей. Разве для чужих? И «Александр Невский», и «Ярослав», и «Святогор», и «Микула», и «Настасья Микулична» прошли по Индии и останутся во славу народа русского… все на помнит о братском народе, о неделимой, дружной, великой семье народов».

Семья Рерихов сделала для Культуры Земли столько, что даже сегодня мы не в состоянии по-настоящему оценить ее вклад. Он велик. И не только в смысле огромного объема произведенных работ. А значимость Великого, как, с точностью космонавта, заметил В. Севастьянов, со временем растет.

* * *

«Много вышек в жизни, многие нужнейшие держатся дозоры. Приносится неотложная польза. Только при всем том бывает на вышках одиноко. Слышите ли? Отзоветесь ли?».

Эти щемящие тоской по Родине строки Николай Константинович написал в 1944 году, когда уже приближалось возвращение на Родину, в СССР. Он прошел по Земле тысячи километров, но считал, что «огонек дома должен гореть в России».

Он не дошел до порога родного дома. Он лишь успел упаковать вещи и картины...

* * *

И приносит эхо Гималаев его зовущий голос: «Слышите ли? Отзоветесь ли?».

Каждая вершина, каждая долина, каждый камень, - неутоленный голос: «Слышите ли? Отзоветесь ли?»

...По серебряному мосту - по сердечной нити шлем Гонца на снежные вершины тобою покоренных гор. Где в Час, оповещенный Сатья-югой, Ригден-Джапо, тобой воспетый Владыка Шамбалы, издаст по­бедный клич: «Да будет Свет!»

1942 год. Север Индии. Долина Кулу - преддверие, как считает народ, легендарной Шамбалы, место жительства Рерихов.

До Великой Победы над фашизмом - почти три года. До независимой Индии - пять лет. Но уже тогда, когда еще не было даже Сталинграда, и многие политиканы Запада надеялись на благополучный исход гитлеровской авантюры. Николай Константинович Рерих и, приехавший к нему глава Индийского правительства Джавахарлал Неру, заложили надежное ос­нование моста дружбы через Гималаи - в СССР, «Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, - записал в дневник Рерих, - пора мыслить о коопе­рации полезной, созидательной: Махараджа Индора приедет к нам через три недели».

Индира приехала. И по­явился для истории этот снимок: Джавахарлал Неру, младший сын Рериха - Святослав, дочь Неру - Индира Ганди и Н. Рерих.

Эти заметки - впечатления о выставке - автор подает в своеобразном поэтическом ключе, используя мотивы древнеиндийского эпоса, который был очень близок по духу обоим художникам. Этот прием помогает автору лучше пе­редать внутренний смысл, дух картин, названия которых вынесены в подзаголовки.

Сюда, в Музей искусств народов Востока, где выставлено более 400 картин Николая Рериха и Святослава Рериха, молодежь (в числе посетителей, в основном, она) съезжается задолго до открытия, - ведь в очереди придется стоять пять-шесть часов!

Ходят юные по залам, ступая неслышно, как в храме. Что манит их! О чем говорят они с «Тенью Учителя»! (Н.Рерих). Почему так долго не отходят от его последней картины, которую даже не успел дописать художник - «Приказ Учителя»? О чем думают молодые, остановившись в напряжении перед шедевром-триптихом о современном Человечестве! (С. Рерих).

 

НА СНИМКЕ: Святослав Николаевич Рерих, неутомимый борец за мир, дружбу, сотрудничество между народами Индии и СССР. За свою самоотверженную работу на благо двух великих , и родных ему народов он удостоен высоких наград, индийского ордена «Падма Бхушэн» и советского Дружбы народов.

Буквально за два-три дня до своей трагической гибели Премьер-Министр Индии Индира Ганди прислала Святославу Николаевичу (который решил от­метить свое 80-летие в Москве) поздравительную телег­рамму: «Мировое признание вашего искусства, ценности, которые оно отражает, помогают международному взаи­мопониманию».

«К творческому наследию Н. К. Рериха обращается все большее число специалистов в различных областях науки, находя в нем плодотворные идеи, гипотезы для своих исследований и иногда даже ключи к раскрытию тайн природы и мироздания. Мысли, высказанные Н. К. Рерихом, часто помогают найти и понять взаимосвязи, на первый взгляд, не имеющих ничего общего между собой явлений. Поэтому совсем не случайно, что среди авторов по исследованию работ Н. И. Рериха последние годы все больше появляется физиков, математиков, врачей...»

(Журнал «Азия и Африка» М» 10. 1984. Из статьи «Насле­дие Н. К. Рериха»). 

 

НА СНИМКЕ: группа ученых из Комиссии по комплексному изучению научно - культурного наследия семьи Рерихов. В центре - почетный председа­тель Комиссии С. Н. Рерих. Слева (в первом ряду) - его супруга госпожа Девика Рани-Рерих, Пятый (слева) во втором ряду - директор музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке Д. Дантич.

 

На выставке С. Н Рериха. Портрет Девики Рани-Рерих - жены художника (внучки Рабиндраната Тагора), известной индийской киноактрисы.

На выставке Н. К. РЕРИХА наиболее полно представлен цикл «Гималаи». Остановимся у некоторых картин.

 

«НА ВЕРШИНАХ»

(Их цикла «Гималаи»)

О, Гималаи! Вы так велики, что наше поклонение не нужно вам. Но нам, нам нужно это поклоненье.

Чтоб подымались мы к вершинам от вершин. И ста­новились лучше, чище, наполняясь светом. Мы здесь поближе к солнцу. Тут солнце ближе к нам. Здесь столько есть вершин, что их хватит для всех наших предрассудков. Мы их оттуда сбросим. И станем без иллюзий жить. С единственным сознаньем - знаньем, что только в Человеке - все. Что человек - Вселенная. И инструмент познания Вселенной - есть тоже Человек. Что не кончается Наука завтра. Что даже не дающий тени Бодхисаттва, когда-то тоже человеком был...

Этому художнику подвластны и кисть, и мысль, и сердце. Он - русский, а ему народ страны вот этих гор присвоил высший титул Гималаев - Махатма.

 

«ЗНАМЯ МИРА»

Есть в этих горах камень «Знамя Мира» - три кружка в круге нарисовано на нем: вчера, сегодня, завтра.

Быть триединой жизнь должна, чтобы вписаться в вечность.

«Вчера» - ушло. «Сегодня» - слава богу, наступило. А «завтра»?

От кого зависит наше «завтра»? К большому сожаленью, не от гор. Пусть даже столь величественных, вечных. От нас от всех, от мала до ве­лика, в ком пламень Сердца разум освещает, кто общность сознает свою со всеми. Но одного желанья мало - надо Действо.

Вон и по горам кони мчатся, перелетая птицей чрез ущелья. Спешат. На помощь Свету «Красные кони» борьбы спешат.

 

«ВЕДУЩАЯ»

В музейных залах напряженно-тихо. А в раме с ле­дяной скалой, отвесно восходящей в облака, свистят ветра. Скользит нога уставшая по камню. А до вершины, ох, как далеко! А сил уж нет у путника...

Но спутница его, обвитая тончайшим покрывалом, - уже на следующем уступе. И, подавая руку, шепчет, словно ребенку, мать: «Есть силы. Есть. Не падай, друг мой, духом. Встань! И иди за мной».

«Ведущая» - так названа картина. Ведущей мастер гор назвал свою жену, другиню, вдохновительницу. Ладу. Она прошла по Гималаям вместе с ним. «И под любой картиной, - утверждал он, - помимо своего могу поставить ее имя...»

А говорят глупцы: «Что в этих неприступных горах де­лать женщине? Ведь горы существуют для мужчин»... 

«КАМЕНЬ НЕСУЩАЯ»

Около этой картины оста­новились как-то двое. Он тихо спрашивает: «Что это за камень? И кто та женщина, не­сущая его?» Она ответила: «Не камень »то. Приглядись - Огонь. А кто Несущая, не знаю».

Но из долины Брамапутры, которая берет начало в озе­ре Великих Нагов, заветы древних Вед хранящих, до­несся голос: «Я дал огненный Камень той, которая по решению нашему будет имено­ваться Матерью Агии-Йоги, ибо она представила себя на испытание пространственному Огню. Струи этого Огня запечатлелись на Камне при великом полете перед ликом солнца...»

В долинах этих гор возможно все. И это знал художник. Во всех его картинах есть и явный, и тайный, сокровенный смысл. Мы учимся читать.

Более 150 картин пред­ставлено на юбилейной вы­ставке С. Н. РЕРИХА. Большинство полотен - со сложным философско-аллегорическим содержанием, обращенным в сегодняшний день Человечества - напряженный, сложный, опасный. Эти картины заставляют учиться мыслить. И действовать. Во имя жизни.

 

«ТЫ НЕ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ ЭТОГО ПЛАМЕНИ»

«...Перед концом мира, в последнюю миллисекунду существования Земли последний человек увидит то же, что видели нынче мы».

Эти слова обожгли мое сердце, когда я воочию (не на иллюстрации) увидела фосфоресцирующую картину Свя­тослава Рериха «Ты не должен видеть этого пламени».

Никогда человек еще не был так беззащитен. Никогда не была так беззащитна Земля.

«... Будто из недр Земли появился свет, свет не этого мира, а многих солнц, сведенных воедино. Это был такой восход, какого никогда не видел мир. Громадное зеленое сверх-солнце поднялось за доли секунды на высоту более двух тысяч метров... Земля задрожала...».

Это слова из книги «Люди и атомы» У.Лоуренса - един­ственного журналиста, которому разрешили присутствовать при первом атомном взрыве на полигоне в Долине смерти штата Нью-Мехико 16 июля 1945 года. Строчки (в кавыч­ках) вначале принадлежат тоже очевидцу - одному из химиков Манхэттенского проекта.

А потрясенный Оппенгеймер - отец атомной бомбы, - когда у него спросили, о чем он думал в момент взрыва, мрачно и едва слышно произ­нес неожиданно для всех:

«Если блеск тысячи солнц

Разом вспыхнет на небе,

Человек станет Смертью,

Угрозой Земле».

Это строки из священной индийской книги «Бхагават-гита». Что это? Голос далеких миров? Или эхо исчезнувших цивилизаций Земли? Или просто предупреждение Мудрецов в словах, как сделал это кистью художник? Но откуда даже Мудрым было знать?..

- Индия - страна большой древней Мудрости, которая пришла сюда из очень отдаленного времени, - негромко, неторопливо, просто, словно не в официальной обстановке с трибуны Центрального лектория, а в узком кругу друзей рассказывал сотням людей Святослав Рерих. - Пифагор и Аполлониос не пошли бы в Индию, если бы не были уверены, что она даст им новое знание. Если мы ознакомимся с глубиной индийской Мудрости, то увидим, что народ этой страны очень давно погружал свои мысли в пространство Вселенной и знал то, что мы начинаем понимать лишь теперь...

 

«РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

...Палачи, видно, не смогли дотянуться до верхней перекладины креста, поэтому они предварительно унизили жертву, поставив ее на колени. На коленях стоящее распятие такого еще не видал никто... Да и креста - этого традиционно-древнего инструмента казни - на картине нет. Крест - сам Человек, распятый в Пространстве,

Но это временное. Кто, где, когда видал распятой Мысль! Никто. Ибо такого быть не может. Лишь тело поддается казни, а Мысль бессмертна. Она и в теле. И вне тела. И свойства неизменные имеет:

что производит наша Мысль внутри, то и притягивает из Пространства. И Зло всегда притягивает зло. Добро - добро. Слеза - слезу. Удар - удар обратный (как правило, десятикратной силы)...

- Самый большой подарок и лучший подарок, который может Человек принести Человечеству - говорит Святослав Николаевич, - это самому стать лучше. Надо постоян­но расширять сознание ...

 

«КУДА ИДЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Так много воздуха на этом полотне. Но он здесь плоский и тяжелый, словно могильная плита. В центре картины - спрессованная толпа, влекомая к обрыву неведомой и страшной силой, рожденной внутри нее. «Куда же ты идешь Человечество?!» - в отчаянии окликает художник - Ведь там - Обрыв. Обрыв существованью. А жизнь - одна, неповторима м прекрасна.

...Однажды юный чела (уче­ник) спросил учителя в недоуменьи: «Скажи, о Гурудев, есть ли тут логика! То ты толкуешь мне о перевоплощеньи и смерти, призываешь не бояться. А то с таким же жаром утверждаешь жизнь. Не бесконечную в моих рожденьях, а ту, что за окном, сиюминутную». - «Мой мальчик, - отвечал Учитель, - жизнь в са­мом деле бесконечна, как бесконечен обод колеса, диаметр которого Вселенная... И ты, и я людьми придем на Землю снова. Много раз. Только в другом обличьи. Природа ведь не любит поторенья. И именно поэтому твоя сегодняшняя жизнь неповторима, уникальна. Поэтому цени сиюминутный миг. И делай все, чтоб завтра солнце встало. И для тебя и для других людей. И лишь в борьбе со Злом, лишь для победы Света ты можешь разрешить себе погибнуть. Так говорит Ученье Гималаев...»

...В музейных залах неслышно ходят люди Тишина, великая Тишина говорит с нами голосом Духа Гор.

 * * *

Семью Рерихов называют уникальным явлением мировой Культуры. Действительно, четыре человека: Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич, Святослав Николаевич - все вместе они оставили такое научно-культурное наследие, которое при всей фантазии не вмещается в рамки небольшой по численности семьи.

Потом, когда фамилию Рерих стала носить одна из пре­краснейших, прогрессивных женщин новой Индии - Девика Рани, - на кристалле таланта семьи появились новые сверкающие грани. Они все были как один Человек.

Рерихи - это многие тыся­чи (!!!) картин, - сплав таланта русского сердца и индийской мудрости, картин, которые говорят с людьми во всех крупных музеях мира. Это десятки книг: проза, поэзия, мемуары, эссе, переводные работы. Десятки философских томов (только у Елены Ивановны Рерих их более тридцати). Десятки научно-исследовательских трактатов на темы настолько разнообразные, что изучать их теперь будут лингвисты, историки, физики, археологи, математики, фармацевты, психологи, искусствоведы, философы, педагоги, астрофизики, врачи и т. д. Рерихи - это нескончаемый труд. Это - синтез двух великих культур. Это - мудрая Мысль Индии, пропущенная через русское сознание и заговорившая с нами впервые без переводчика, на понятном, родном языке.

Семья Рерихов - это образец гармонии и устремленности в Будущее, Это ярчайший пример коллективной самоотверженности, преданного служения своей Родине.

Рерихи - это борьба за интернационализм, за сотрудничество и дружбу между двумя великими народами - Индии и СССР. Рерихи - это имена активных борцов за мир на Планете людей, которым они посвятили свою жизнь.  

ОТ РЕДАКЦИИ: Когда наша страна отмечала 100-летие со дня рождения Н. К. Рериха, издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» выпустило для молодежи сборник его произведений «Зажигайте сердца». В будущем году - Международном году молодежи, издательства нашей республики могли бы также преподнести молдавской молоде­жи умный, бесценный подарок - произведения великого гуманиста, мудрого человека, автора Пакта Мира - Н. К. Рериха.

nkr.jpg (14487 bytes)

Н. К. Рерих 


Индия. 40-е годы.

 Святослав Николаевич Рерих,  неутомимый борец за мир, дружбу, сотрудничество между народами Ин­дии и СССР. 

За свою самоот­верженную работу на благо двух великих , и родных ему народов он удостоен высоких наград,   индийского   ордена «Падма Бхушэн» и советского Дружбы народов

группа ученых из Комиссии по комплексному изучению научно - культурного наследия семьи Рерихов. В центре - почетный председа­тель Комиссии С. Н. Рерих. Слева (в первом ряду) - его супруга госпожа Девика Рани-Рерих, Пятый (слева) во втором ряду - директор музея К. Рериха в Нью-Йорке Д. Дантин.

 

На выставке С. Н Рериха. Портрет Девики Рани-Рерих - жены художника (внучки Рабиндраната Тагора), известной индийской киноактрисы. 

 

 

| Главная | Биография | СтатьиКниги | Поэзия

 



Используются технологии uCoz