"Вечерний Кишинев", 31 января 1986г.

                                                ВЕСТЬ ШАМБАЛЫ
                                                                    

Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения.

Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался н освещал так много аспектов человеческих устремлений...

Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном; мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух а своих великолепных полотнах.

Джавахарлал Неру.

На нынешней неделе —во вторник, советская правительственная делегация, находившаяся и Индии по приглашению парламента республики, посетила г. Бангалор и проживающего там Святослава Николаевича Рериха. В том, что в чрезвычайно насыщенной политической программе нашлось время и для встречи с художником - знак уважения нашей страны и признания огромного вклада семьи Рерихов в сокровищницу мировой культуры, дружбы между Индией и СССР и в дело мира.

Они неотделимы от Индии, от Гималаев, так же как и от России. Сердце уникальной семьи Рерихов принадлежит двум великим народам так же, как и их огромное духовное наследие. И Индия, и наша страна единодушны в высокой оценке интернациональной, гуманистической деятельности автора Пакта Мира Николая Константиновича Рериха, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия Николаевича и Святослава Николаевича.

Рерихи — это первый мост Дружбы между Индией и СССР. Они начали его строить задолго до получения Индией независимости. Еще хозяйничали на ее земле колонизаторы, еще до конца Великой Отечественной было долгих три года, а в доме на берегу Биаса будущий глава будущей Индийской республики и русский художник-ученый говорили о создании индо-советской ассоциации.

Ничем не была омрачена многолетняя дружба семьи Рерихов с Дж. Неру и Индирой Ганди.

«Крупнейшие индийские критики были единодушны в мнении, что Рериху первому в мировом искусстве удалось по-настоящему показать изумительный горный мир Гималаев и раскрыть в своих картинах духовную жизнь народов Востока»( П Беликов. В. Князева. Рерих. Серия «Жизнь замечательных людей»)

Без путеводителя заглянуть в этот сложный для европейца духовный мир нельзя. Нужно взять проводников: легенды и предания Индии. Или картины Н. К. Рериха. Но посмотреть на них сквозь «Живую Этику» — многотомный труд, где собраны фрагменты бесед Н. К. и Е. И. Рерих с Великим Гуру. «Живую Этику» Рерихи считали главным делом своей жизни - итогом длительной и тяжелой трансгималайской экспедиции.

 

«КИНЧИНДЖУНГА»

( В подзаголовки вынесены названия картин Н. К. Рериха.) 

Бело-голубая спокойная и величественная панорама гор. В центре, вдали, - одна из высочайших вершин Гималаев — пятиглавая Кинчинджунга (в переводе — Пять Сокровищ Великих Снегов). Многие, проходят мимо «Кинчинджунги», влекомые необычностью звучащих красок других полотен. Остановитесь!

...В Гималайсиих отрогах на вершинах Сиккима среди запаха солнца и горных цветов немногословный лама, на Кинчинджунгу глядя, сказал художнику: «Там вход в Священную страну. Там — Шамбала. Вся мудрость — там. Вся слава — там. Там мир земной соприкасается с сознанием космическим. Там, все отдав, владеют всем. Страна та — Братство Света во главе с Майтрейей. Незваный к Кинчинджунге не дойдет — лишь тот, кто зов услышит:

«Калагия!» (что значит: «В Шамбалу приди!»).

…………………………………

Рододендроны здесь цвели.

А там — снега. И пропасти. Над ними тропы — шириной в ладонь...

«Ты слышал Зов?» — спросила Кинчинджунга.

«Да, — отвечал художник. — Слышал. И потому иду к тебе. Дорогу помнит Урусвати»...

«ДЕРЖАТЕЛЬНИЦА МИРА»

Пожалуй, в мире нет семьи, в честь каждого члена которой были бы названы горные вершины. В честь Рерихов — четыре вершины на Алтае.

Пик Н. К. Рериха. Рядом - вершина Урусвати (Свет Утренней Звезды). Это красивое имя дали Елене Ивановне Рерих в Гималайском Ашраме в награду за ее труды, А неподалеку — вершины, названные в честь их сыновей Юрия и Святослава.

Первыми взошли на эти вершины ученые Сибирского отделения АН СССР. На перевале Победы, ведущем на пик Н. К. Рериха, они начертали его символ Знамени Мира. А на Урусвати оставили репродукцию картины художника «Держательница Мира». Истинно, как утверждал Николай Константинович, Алтай и Гималаи — два магнита.

Свое пылающее сердце кладу вместо цветов к подножью Башни Чунг...

………………………………

Прекрасней и величественней Той, которую изобразил художник на первом плане бесконечных гор, Земля не помнит.

То — Женственность сама, которая по мощи духа и бесстрашью своему сильней всех представителей мужского пола. Она — Ведущая. И символ Женского Начала.

То - Урусвати – Матерь Агни

Йоги, которая прошла по Кали (темной)—Юге, — как факел звездного Огня.

Поверенная гималайских Мудрецов.

Посланница Великого Майтрейи.

по этим горным неприступным тропам идет она не год, и пять — тысячи лет!

В — мир. И —

из мира.

И снова — в неспокойный мир идет она учить Любви мятущееся сердце человека.

Идет, чтоб дать ему послушать зовущий голос звезд...

 

«ВЕСТЬ ШАМБАЛЫ»

 

«...Вы спросите меня: «Среди всех многообразных впечатлений и заключений какое понятие особенно явилось для меня воодушевляющим?» Без колебания скажу вам:

«Шамбала!».

… самое священное слово Азии --- «Шамбала»3.

____________

3. Н.К.Рерих «Избранное», Советская Россия, 1979г.

 

... Если же вы хотите быть поняты в Азии, как желанный гость, вы должны встретить хозяев ваших самыми священыми словами. Вы должны доказать, что эти понятия для вас не пустой звук, что вы цените их и можете ввести их в понятие эволюции»4.

_________

4. «Техника - молодежи»,N 10, 1980г., «Вокруг света» N 3, 1979.

 

Космический Закон неумолим: для темных смертный час пробил, — и это хорошо известно им. Поэтому сейчас сопротивленье дуг-па станет особо яростным.

...Стрелок прильнул к скале, почти что слившись с нею. Лук натянул. И замер на мгновенье. Он весть в долину шлет стрелой, к которой привязал надежно знамя.

Весть Шамбалы он шлет,

— призыв и борьбе: «Кто мудр и светел. Землю защити! Пора! Сейчас иль никогда! Другого времени не будет».

В любом краю: на севере и юге: где солнце всходит и куда заходит; во все века, на всех наречьях; в легендах и мечтах народов живет надежда на Добро и Свет, которые всегда победоносны. (Но счастье добывать приходится а борьбе).

«Чем утвердите меру ваших дел? Чем утвердите качество дел ваших?».

Что это? Камни говорят? Но может голос самого Майтрейи?..

Как линии высоковольтных передач, гудят от напряженья Гималаи. Для всех, кто различает Свет, тяжелым, вязким, стало время. (Но смена Юг (Эпох) для эволюции — не смена декораций и костюмов в драме. Тем более, что смена Юг всегда идет внахлест).

Стоящий на Пути, пусть укрепится духом. Еще немного...

Еще немного, и Земля, очистившись от скверны, войдет в Эпоху Сатья, как

В чистый новый дом... Ну, а пока...

…………………………………………….

Раскаляются Горы, — то подземный Огонь рвется слиться с космическим.

Содрогаются Горы на плечах Боддхисатвы Майтрейи. И гудит его тело. И со лба пот кровавый течет, на плечах выступает. Не себя Он спасает — твой дом, чело век. Помоги!

Боги помощи просят. Ты слышишь?

То бывает лишь раз...

* * *

Эпоха Шамбалы или Сатья-Юги, как говорят предания Индии и Востока, уже наступила.

Далека ли сегодняшняя реальность от этих преданий?

____________________

На снимках: Н.К.Рерих и приехавший к художнику, Джавахарлал Неру, 1942 г., Долина Кулу.

Младший сын Рерихов – Святослав Николаевич – всемирно известный художник, ученый, общественный деятель, почетный академик АН СССР, лауреат премии им. Джавахарлала Неру. Награжден высшим гражданским орденом Индии «Падма Бхушан» и советским орденом Дружбы народов.

Снимок сделан автором в 1984 году в Москве, в гостинице «Советская».

 

                                Главная | Биография | Статьи | Поэзия

 

 

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ uCoz